24 мар

НБКР утвердил перечень мер по минимизации рисков для работы банков и небанковских финансово-кредитных организаций

Tazabek — Правление Национального банка КР утвердило перечень мер по минимизации рисков и способы осуществления комплекса мероприятий для обеспечения функционирования критичных бизнес-процессов банков, небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных НБКР.
Это сделано на основании введенного правительством режима чрезвычайной ситуации на территории КР в связи с распространением COVID-19.

Меры по минимизации рисков в деятельности коммерческих банков, небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку, при возникновении угрозы массового инфицирования населения в условиях чрезвычайной ситуации в связи с эпидемией инфекционных заболеваний и способы осуществления комплекса мероприятий, применяемых до, во время и/или после возникновения угрозы массового инфицирования персонала для обеспечения функционирования критичных бизнес-процессов банков небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку и обеспечивающих их реализацию

Глава 1. Общие положения

1. Коммерческие банки, небанковские финансово-кредитные организации и другие юридические лица, поднадзорные Национальному банку Кыргызской Республики (далее – банки), должны использовать в своей деятельности меры, утвержденные настоящим постановлением с учетом специфики деятельности.

2. Банки должны разработать внутренние документы, которые будут содержать основные меры, методы и средства сохранения (поддержания) обеспечения непрерывности деятельности банков в случае возникновения нештатных ситуаций, связанных с нарушением работоспособности персонала банков и последствий распространения коронавируса COVID-19 с учетом мер, предусмотренных настоящим постановлением.

3. На период введения режима чрезвычайной ситуации на территории Кыргызской Республики в связи с распространением коронавируса COVID-19 банки должны соблюдать все экономические нормативы и требования, предусмотренные банковским законодательством Кыргызской Республики, за исключением случаев, предусмотренных настоящим постановлением, а также отдельными решениями Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики.

Глава 2. Обеспечение безопасности персонала и клиентов банка

4. Угроза массового инфицирования персонала в условиях чрезвычайной ситуации в связи с эпидемией (пандемией) инфекционных заболеваний является чрезвычайной ситуацией, требующей оперативного реагирования на риски персонала, который выполняет производственные функции и отвечает за технологический процесс выполнения критичных бизнес-функций банков.

5. Угроза инфицирования или масштабная эпидемия (пандемия) относится к первой категории нештатных ситуаций, которые могут повлечь значительные материальные потери и людские жертвы.

6. Превентивные меры реализации эпидемиологических угроз включают определение основных критичных функций на период действия/сохранения угроз и формирование дополнительного резерва специалистов, обслуживающих и эксплуатирующих критичные автоматизированные системы банка.

7. В банках и их структурных подразделениях, осуществляющих расчетно-кассовое обслуживание клиентов, должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности клиентов и персонала банка.

В помещениях банка должна быть в доступном виде размещена информация, которая акцентирует внимание на вопросах санитарно-эпидемиологической защиты при оказании финансовых услуг, а также публиковаться актуальная официальная информация, на официальном интернет-сайте, в аккаунтах финансовых организаций, в социальных сетях и электронных рассылках для клиентов.

Необходимо обеспечить обслуживание клиентов в помещениях и структурных подразделениях банка с учетом соблюдения санитарных норм безопасности и профилактики распространения инфекции, предписывающих не допускать скопления большого количества людей.

На входе в помещение банка должны быть обязательно установлены дезинфицирующие средства (санитайзеры). Также банку следует обеспечить клиентам банка, находящимся в очереди, соблюдение безопасного расстояния между ними (не менее 1 м).

При этом банкам рекомендуется рассмотреть вопрос об особом режиме работы отделений банка в период действия режима чрезвычайной ситуации с обязательным информированием клиентов о графике работы на официальных интернет-сайтах (или в социальных сетях и электронных рассылках для клиентов).

8. Кассовые и другие работники банка, непосредственно контактирующие с клиентами, должны быть обеспечены средствами личной защиты (масками, средствами защиты глаз, перчатками и санитайзерами) и обрабатывать руки и задействованные поверхности после каждого клиента и работы с денежными средствами.

Банку рекомендуется обеспечить регулярную обработку дверных ручек во всех помещениях обслуживания клиентов, кнопки вызова и этажей лифта, кнопки POS-терминалов и любых других предметов, контактирующих с клиентами и персоналом, специальными средствами дезинфекции каждые 2 (два) часа.

В местах расположения всех периферийных устройств банка (POS-терминалах и др.) на видном для клиентов месте обеспечить предупреждающую информацию о принятии мер по дезинфекции до и после использования данных устройств.

9. Персонал банков, непосредственно не осуществляющий работу с клиентами и не участвующий в основных (критичных) операциях или не ответственный за критичную инфраструктуру банка, может быть переведен на режим удаленной работы с учетом обеспечения режима сохранности и безопасности конфиденциальной информации и защиты каналов передачи информации (вопросы кибербезопасности).

Вопросы оплаты труда, порядка сокращения числа работников (удаленная работа, отпуск без содержания и др.) в связи с введением режима чрезвычайной ситуации должны решаться в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики.

10. При осуществлении операций и оказании услуг банкам необходимо принять меры по максимальному использованию доступных дистанционных/удаленных онлайн сервисов и инфраструктуры для ограничения прямых контактов персонала с клиентами.

В частности, банками по вопросам кредитования (финансирования) и рассмотрения других заявок клиентов может быть предусмотрена первоначальная онлайн-обработка поступивших заявлений и документов (электронные версии документов направляются в отделения банка для их обработки через электронные средства связи). На основании рассмотренных электронных версий документов банком может быть принято решение об удовлетворении заявки и назначено конкретное время, когда клиенту необходимо прийти с готовыми документами в отделение банка для получения средств или иной услуги (в том числе проводится идентификация и верификация клиента).

11. Банкам провести работу над уменьшением плановых визитов клиентов, проинформировать (на официальных интернет-сайтах или в социальных сетях и электронных рассылках для клиентов) о существующих онлайн-сервисах и дистанционном обслуживании, а также предусмотреть возможность перевода на удаленное дистанционное обслуживание клиентов.

12. Заседания органов управления банка, комитетов и других коллегиальных органов могут проводиться в удаленном/заочном формате путем применения технологий конференцсвязи/электронной почты и т.д. либо опросным методом, если он предусмотрен внутренними документами банка и не противоречит законам Кыргызской Республики с последующим подтверждением и подписанием принятых решений на очередном очном заседании.

Глава 3. Обеспечение бесперебойности оказания

банковских и платежных услуг

13. Банкам необходимо обеспечить деятельность обособленных структурных подразделений с учетом возможности обеспечения доступа населения к банковским/платежным услугам в каждом конкретном населенном пункте.

Решение о закрытии/приостановлении деятельности обособленного структурного подразделения банка (филиалы, сберегательные кассы и т.д.) должно быть предварительно согласовано с Национальным банком.

Национальный банк может запретить банку приостановление деятельности/закрытие обособленного структурного подразделения, если, по оценке Национального банка, приостановление/закрытие такого обособленного структурного подразделение создаст условия для невозможности получения населением банковских услуг.

14. Банкам необходимо обеспечить бесперебойное функционирование обособленных структурных подразделений, доступных для обслуживания банкоматов, POS-терминалов и автоматизированных терминалов самообслуживания, а также осуществление основных банковских услуг: расчетно-кассовое обслуживание: прием заявлений, рассмотрение и выдачу кредитов (при необходимости), работу с системами денежных переводов, конверсионные операции (при необходимости).

15. Банкам необходимо оказывать клиентам в надлежащем порядке консультационные услуги по всем вопросам предоставляемых услуг, а также обеспечить бесперебойную работу колл-центров, интернет-сайтов, онлайн сервисов, страниц в социальных сетях, оптимизировав их под условия чрезвычайной ситуации.

16. Банкам необходимо заблаговременно проводить анализ потребностей в обеспечении банка и его обособленных структурных подразделений, и банкоматов денежной наличностью. По результатам анализа банкам необходимо подготовить и направить соответствующую заявку в Национальный банк Кыргызской Республики.

17. Банкам необходимо на постоянной основе своевременно обеспечивать инкассирование и бесперебойную работу банкоматов.

18. Банкам необходимо обеспечить своевременные взаиморасчеты с платежными системами и прием наличных денежных средств от платежных организаций и их агентов в полном объеме и своевременное зачисление на счета поставщиков товаров/услуг и платежных организаций.

19. Во избежание рисков возникновения нештатных ситуаций и финансовых потерь банкам необходимо адекватно управлять рисками, связанными с угрозой роста числа хакерских атак на банковские системы в целях хищения денег и данных, взять под особый контроль функционирование периферийной сети, системы расчетов банковскими платежными картами, мобильного/интернет банкинга и мобильных приложений, а также обеспечить бесперебойность и безопасность платежных инструментов, каналов обмена финансовыми сообщениями и деятельности банка в целом.

20. В банках на постоянной основе должны быть обеспечены возможности решения проблемных задач, связанных с выходом из строя техники, программного обеспечения или других объектов инфраструктуры.

21. Банкам необходимо на постоянной основе проводить мониторинг текущей ситуации в банке, проводить анализ достаточности имеющихся средств (ликвидных активов) и меры для исключения ухудшения финансового состояния банка.

Глава 4. Вопросы регулирования и надзора за деятельностью банков

22. Требования банковского законодательства по вопросам лицензирования деятельности банков, установленные в нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики, распространяются на банки полностью. При этом сроки рассмотрения документов по вопросам согласования должностных лиц, выдачи лицензий/свидетельств могут быть продлены на неограниченный срок с учетом действия режима чрезвычайной ситуации. Другие вопросы лицензирования, регулируемые нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики, рассматриваются в установленные сроки.

23. Случаи нарушения банком экономических нормативов и требований, установленные банковским законодательством Кыргызской Республики, в результате введенного режима чрезвычайной ситуации на территории Кыргызской Республики будут рассматриваться Национальным банком Кыргызской Республики с учетом принятых банком мер и действий и влияния режима чрезвычайной ситуации.

24. Отчетность банков может быть направлена в Национальный банк Кыргызской Республики в электронном формате с последующим предоставлением бумажной версии после снятия режима чрезвычайной ситуации.

25. В период действия настоящего постановления переписка банков с Национальным банком Кыргызской Республики может осуществлять в электронном формате с уполномоченных адресов электронной почты, определенных банком и направленных на официальную электронную почту Национального банка Кыргызской Республики (mail@nbkr.kg).

Подробнее: www.tazabek.kg/news:1605430?f=cp