Home » Без рубрики » Проблемный банк, госдолг, бедность. Какие рекомендации дал МВФ Кыргызстану

Проблемный банк, госдолг, бедность. Какие рекомендации дал МВФ Кыргызстану


Проблемный банк, госдолг, бедность.

Какие рекомендации дал МВФ

Кыргызстану

Исполнительный совет Международного валютного фонда завершил консультации 2019 года с Кыргызстаном. Эксперты дали прогноз по развитию экономики страны и рекомендации правительству и Национальному банку. Среди прочего рекомендовано контролировать государственный долг и поскорее передать «Росинбанк» государству.

 

Экономика стабильна…

В МВФ отмечают, что в 2018-м в экономике наблюдался умеренный рост на уровне 3,5 процента, что обусловлено благоприятной региональной средой. Уровень базовой инфляции снизился, а снижение цен на продукты питания привело к росту общей инфляции до 1,5 процента в среднем. Дефицит текущего счета платежного баланса уменьшился до 8,7 процента ВВП.

 

При этом валовые официальные валютные резервы сократились до должного уровня, эквивалентного четырем месяцам импорта товаров и услуг.

 

Дефицит государственного бюджета, по подсчетам МВФ, в прошлом году сократился до 1,3 процента ВВП. Главным образом это произошло из-за того, что расходы на инвестиции, товары и услуги были ниже запланированных.

«Хотя Нацбанк и ослабил денежно-кредитную политику, ему удалось достичь прогресса в сокращении избыточной ликвидности и долларизации. Устойчивость банковского сектора улучшилась, однако НБ КР сделал необычный шаг по приобретению банка, испытывающего финансовые затруднения», – говорится в заявлении МВФ.

Эксперты ожидают, что в этом году рост экономики республики будет умеренно увеличиваться благодаря производству золота и фискальной экспансии и достигнет уровня 4 процентов в среднесрочной перспективе. Тем не менее риски снижаются в основном из-за влияния торговой напряженности на региональную экономическую среду.

 

…но уязвима для внешних шоков

 

«Исполнительные директора с одобрением восприняли улучшение макроэкономических и финансовых условий, но отметили, что экономика все еще остается уязвимой для внешних шоков и наблюдается снижение рисков. Поэтому нужны постоянная макроэкономическая политика, ориентированная на стабильность, а также дальнейшая реформа для создания необходимых буферов и обеспечения ускоренного всеобъемлющего роста», – подчеркнули в МВФ.

 

По прогнозам МВФ, в 2019 году ВВП Кыргызстана вырастет на 3,8 процента, но уже в 2020-м рост экономики замедлится до 3,4 процента.

 

Без учета Кумтора экономика в этом году вырастет на 3,7 процента, а в следующем – на 3,6 процента. Цены в 2019-м вырастут на 2,2 процента. А в 2020 году инфляция ожидается выше роста ВВП и составит 4,9 процента.

При этом в МВФ считают целесообразной умеренную политику расширения бюджетных расходов, что содержится в бюджете на этот год. Специалисты фонда поясняют, что, учитывая отрицательный разрыв в объеме производства и более жесткую, чем ожидалось, налогово-бюджетную позицию в 2018-м, увеличение дефицита может быть полезным без угрозы долгосрочной устойчивости. Но для создания соответствующих бюджетных резервов фискальный дефицит должен оставаться ниже 2,5 процента ВВП с 2020 года и в последующий период, что позволит стабилизировать государственный долг.

 

В МВФ призвали сократить налоговые льготы, высокий уровень заработной платы в госсекторе и субсидии энергосектору, а также усилить управление госфинансами.

 

В организации еще раз подчеркнули, что правительству при подсчете дефицита госбюджета следует учитывать перекредитование убыточных государственных предприятий.

 

«Росинбанк» и конфликт интересов

 

Кроме того, исполнительные директора МВФ посчитали целесообразной позицию в области денежно-кредитной политики. Однако увидели преимущество в большей гибкости обменного курса. Они приветствовали шаги, предпринятые для продвижения к целевому регулированию инфляции, включая сокращение избыточной ликвидности, долларизацию и расширение коридора процентных ставок.

 

Чтобы позволить экономике адаптироваться к шокам, Национальному банку рекомендовано поддерживать двустороннюю гибкость обменного курса и ограничить интервенции, применяя их исключительно для сглаживания чрезмерных колебаний.

МВФ

 

Директора отметили важность осуществления надзора, основанного на оценке риска, и укрепления системы принятия антикризисных мер в отношении банков. Но при этом настоятельно призвали Нацбанк как можно скорее передать недавно приобретенный проблемный банк государству. Это нужно, чтобы устранить конфликт интересов, защитить баланс центрального банка и позволить ему лучше сосредоточиться на разработке и реализации денежно-кредитной политики и банковского надзора.

Эксперты МВФ подчеркнули проблему поддержания корреспондентских банковских отношений и поддержали призыв к активной роли фонда в оказании помощи его членам в решении вопросов, связанных с их аннулированием.

 

Курс на сокращение бедности

 

Что касается работы правительства, то в МВФ обратили внимание на важность структурных реформ для увеличения доходов и сокращения бедности. Реформа должна быть направлена на ускорение развития финансового сектора, реструктуризацию энергетического сектора и улучшение управления.

 

Постепенное повышение тарифов для населения с денежными переводами в качестве компенсации бедным слоям населения необходимо для увеличения мощности и раскрытия потенциала энергетического сектора.

МВФ

 

«Укрепление налогово-бюджетной базы, усиление надзора за финансовым сектором, дальнейшее укрепление верховенства закона должны помочь улучшить управление и уменьшить уязвимость к коррупции. Ожидается, что следующая консультация с Кыргызстаном  состоится, как обычно, через 12 месяцев», – заключили в МВФ.

 

Комментарии закрыты